Хозяйство

Земли в средневековье были поделены между различными феодалами. На земле свободной деревни возникла феодальная вотчина — хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне(крепостные/холопы) и которое передавалось по наследству от отца к сыну. Господский двор или замок окружали хозяйственные пристройки, далее шли пахотные земли — господские поля и крестьянские наделы.

За пользование землей крестьяне должны были нести повинности (принудительные обязанности) — работать на господском поле, платить продуктовый или денежный оброк, выполнять даровые работы в хозяйстве феодала. За любое нарушение в несении повинностей полагались наказания (Обычно телесные). Труднее всего жилось лично зависимым крестьянам (чаще всего — потомкам прежних рабов.

Община, в которую объединялись крестьяне, теперь зависела от феодалов. Община ведала хозяйственными делами, следила за тем, чтобы у всех общинников были равные условия для ведения хозяйства. На сельском сходе крестьяне сообща решали свои дела. Община должна была поддерживать мир на своей территории и разыскивать преступников. Отказываясь выполнять чрезмерные требования феодала, крестьянские общины добивались ограничения феодальных повинностей.

Деревни в то время насчитывали, как правило, не более 10—15 дворов. Землю пахали легким плугом, почву рыхлили бороной или граблями. Урожаи, зависевшие не только от стараний крестьянина, но и от погоды, были низкими: зерна получали лишь в 2—3 раза больше, чем сеяли. Нередко случался голод, который наряду с эпидемиями уносил тысячи жизней. В первые столетия средневековья численность населения Европы из-за высокой смертности почти не росла.

Крестьяне обеспечивали , продуктами сельского хозяйства и ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. Все необходимое для жизни крестьян и феодалов производилось в самой вотчине: ни феодалам, ни крестьянам почти ничего не нужно было покупать (феодалы приобретали лишь предметы роскоши, дорогие заморские вина и пряности).

При медленном развитии техники и сельского хозяйства, низких урожаях, тяжелых феодальных повинностях у крестьян практически не оставалось излишков сельскохозяйственных продуктов для продажи. Поэтому до XI в. торговля в Европе была развита слабо. Хозяйство и феодалов и крестьян являлось натуральным, т. е. продукты и вещи изготовляли не для продажи, а для собственного потребления.

Города

В раннее средневековье в странах, входивших до этого в состав Римской империи, сохранялись уцелевшие во время варварских вторжений города. Но многие из них потеряли свое былое значение и служили только резиденциями королей, светских и духовных феодалов. Лишь в Византии, Италии и арабской Испании города пррдолжали играть роль центров торговли и ремесла.

В Х—XI вв. число городов в Европе стало быстро расти. Это было обусловлено существенными сдвигами в развитии производительных сил прежде всего в сельском хозяйстве: осваивались новые земли, улучшалась их обработка, распространялось трехполье. Появилось больше железных орудий труда, шире стал применяться тяжелый Колесный плуг. Возникли новые отрасли сельского хозяйства: виноградарство, выращивание масличных культур; развивались виноделие и маслоделие. У крестьянина стали скапливаться излишки сельскохозяйственных продуктов, которые он мог обменять на изделия ремесла, вместо того чтобы изготавливать эти изделия самому. Ремесленник получил возможность прокормиться только своим ремеслом. Так развитие сельского Хозяйства вело к постепенному отделению ремесла от земледелия.

Средневековые города возникали на земле королей, а также других светских и духовных феодалов. Большинство городских жителей продолжало оставаться в поземельной, личной и судебной зависимости от сеньора. Сначала феодалы покровительствовали городам — освобождали ремесленников от налогов, давали защиту торговцам. Но по мере того как города росли и богатели, сеньоры старались получить от них больше доходов. Притеснения феодалов стали ощутимо мешать развитию ремесла и торговли в городах.

Горожане начали борьбу за свое освобождение, добиваясь превращения сеньориального города в вольный, а его жителей — в свободных граждан. Они требовали также освобождения от пошлин и других экономических привилегий. Позднее города стали бороться и за политические привилегии — за право на самоуправление.

Порой горожанам удавалось откупиться от сеньора, уплатив крупную сумму денег, но нередко приходилось прибегать и к вооруженным выступлениям. Добившиеся самоуправления города назывались коммунами. Во главе завоевавшего независимость города стоял городской совет (магистратура). Его глава назывался в Англии мэром, в Германии — бургомистром. Как правило, члены городского совета являлись представителями одних и тех же знатных семей. В городах-республиках они избирались самими горожанами.

Все горожане получили личную свободу. Во многих городах Италии, Франции, Англии и Германии действовало правило, согласно которому беглый крестьянин, проживший в городе год и один день, становился свободным.

По внешнему виду средневековые города сильно отличались от современных. Они были окружены высокими стенами (каменными или деревянными) с башнями и глубокими рвами, наполненными водой для защиты от нападений. На ночь городские ворота запирались. По мере притока населения территория, ограниченная Стенами, становилась тесна, возникали предместья, со временем строилось второе кольцо укреплений.

Обычно население средневекового города не превышало 4—6 тыс. человек. Долгое время в городах Европы не было мостовых и уличного освещения, водопровода и канализации, а единственным просторным местом оставалась рыночная площадь с собором и ратушей (зданием городского совета).

Торговля

В раннем средневековье, в период политической раздробленности, торговля была очень опасным делом из-за разбоев и пиратства, а также высоких пошлин, взимавшихся с купцов мелкими феодалами, через владения которых проходили торговые пути. Для защиты от грабителей и помощи друг другу купцы объединялись в союзы — гильдии.

Город становился центром торговли вместе с окружавшей его местностью в Европе стало развиваться товарное хозяйство, при котором изделия производились для продажи на рынке и обменивались при посредстве денег. Самыми оживленными местами торговли в Европе были ежегодные торги — ярмарки.

Отсутствие единой денежной системы (свою монету в те времена чеканили не только короли, но и другие светские и духовные феодалы) вызвало к жизни профессию менялы. Менялы за установленную плату обменивали деньги купцов на те, которые принимались на той или иной ярмарке. У менял постепенно накапливалось много денег; давая их в Долг под проценты, менялы становились ростовщиками. Менялы также брали на сохранение свободные капиталы купцов, а в нужное время предоставляли им кредит. Из менял и ростовщиков вышли первые банкиры, распоряжавшиеся большими суммами денег.

Ремесло

Вещи, сделанные ремесленниками-профессионалами, были сложнее и красивее тех, которые мастерили крестьяне. Но ремесленник, не вышедший из общины, имел очень узкий рынок сбыта изделий; условия для развития производства в деревне были ограниченными. Кроме того, значительную часть изделий в качестве оброка забирал владелец вотчины. Поэтому сельские ремесленники покидали деревню и уходили в такие места, где можно было найти больше заказчиков и покупателей.

Ремесленники наряду с купцами составляли основное население средневековых городов, возникавших около замков и крепостей, стены которых могли служить защитой в случае опасности, вокруг монастырей, куда приходило большое количество паломников, близ мостов и переправ. Развивалось разделение труда между городом и деревней: жители деревни занимались сельским хозяйством, горожане — ремеслом и торговлей.

Ремесло в средневековом городе было мелким производством, основанным на ручном труде. Городской ремесленник являлся собственником орудий труда и одновременно работником. Главным -в мастерской был мастер — обычно ее хозяин. Кроме него в мастерской работали ученики и подмастерья. Подмастерье, получавший заработную плату, являлся главным помощником мастера. Он мог сам стать мастером и открыть свою мастерскую. Для этого он должен был выдержать трудный экзамен: изготовить на собственные средства шедевр — образец изделия. Ученик обычно овладевал мастерством за срок от двух до восьми лет, все это время работая бесплатно. Впоследствии он мог стать подмастерьем. Сын мастера, с детства трудившийся в мастерской, как правило, наследовал дело отца и сам становился мастером.

Техника ремесла развивалась медленно. Но благодаря выучке и опыту ремесленники достигали совершенства в своем деле. Их изделия часто были настоящими произведениями, искусства. Вообще, границы между искусством и ремеслом в средневековье не существовало.

Ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе, обычно объединялись в особую корпорацию — цех. Возникновение цехов было вызвано желанием ремесленников защитить свои интересы, установить контроль над производством и продажей ремесленных изделий. Для создания цеха требовалось получить от короля или сеньора соответствующую хартию.

На общем собрании мастера принимали устав цеха. Правила устава создавали для всех мастеров одинаковые условия производства и продажи изделий. Устав сводил на нет конкуренцию между мастерами одного цеха: он предписывал, чтобы все они выпускали продукцию определенного вида и качества. Цеховая организация была тесно связана со всей жизнью средневекового ремесленника. Цех был одновременно экономическим союзом, дружиной самообороны и религиозным братством, имевшим особую церковь и своего святого-покровителя.

Военное дело

Рыцари — конные воины — были главными действующими лицами всех войн эпохи средневековья. Вооружение их состояло из меча, копья и щита, а также палицы и боевого топора. Тело рыцаря защищала кольчуга или латы, а голову — шлем с забралом. Боевой конь рыцаря был также защищен доспехами. Конь и снаряжение стоили дорого, поэтому рыцарскую службу мог нести только обеспеченный землевладелец, феодал.

Для сражения требовалась долгая выучка, поэтому к военной службе готовились с детства. В семь лет мальчик покидал родительский дом и становился пажом у знатного феодала. К пятнадцати годам он уже был оруженосцем рыцаря. Лишь после долгой службы особо отличившихся посвящали в рыцари.

Рыцарь имел свой герб — отличительный знак рода и девиз — краткое изречение, объяснявшее смысл герба. Рыцари гордились своим благородством, древностью рода и победами в бою. Верность в служении сеньору или королю считалась особой доблестью. Измена и трусость позорным клеймом ложились на весь род предателя. Готовность к подвигу, борьба с врагами христианской веры, защита слабых и верность слову — вот кодекс рыцарской чести. Однако на деле рыцари часто изменяли этим правилам, особенно при общении с теми, кого считали “неблагородными”, подневольными людьми. На деле рыцари были бескомпромиссными бойцами. Это пожалуй единственное что можно утверждать наверняка.

Любимыми занятиями рыцарей были охота и турниры — военные состязания в ловкости и силе. Вечерами в замках устраивались шумные пиры.

В эпоху средневековья в Европе было построено много замков. Эти укрепленные жилища были нужны феодалам для защиты от нападений врагов и собственных восставших крестьян. Замок возводился на холме или скале и окружался рвом с водой, через который вел перекидной мост. За двойным рядом крепостных стен возвышалась главная башня — донжон, в которой можно было выдержать долгую осаду. Из замка часто шел подземный ход, выводивший к реке или в лес.

Жизнь, быт и подвиги рыцарей были воспеты в многочисленных средневековых песнях, стихах и романах. Эта тема оставалась излюбленной в европейской литературе и более позднего времени.

Зарисовки средневековья

Маленькие города - для перемещений внутри города транспорт не нужен. Только в столице возникает такая необходимость. Но и там за час можно пересечь город из конца в конец.

Цеховая система в производстве. Бродячий ремесленник скорее исключение из правил и его социальный статус - следующий за нищим. Исключение - каменщики, мигрирующие от строительства к строительству. Купец - единственный путешественник с достаточно высоким статусом.

Из города в город ходят пешком. Дилижансы - отсутствуют. Лошади - для богатых.

Освещение - отвратительное. Ночью - темно. "Под фонарем" - означает редкие пятна фонарей и провалы тьмы между ними.

Окнонные переплеты для маленьких неровных стекол. At best. Неровные стекла искажают реальность. Ребенок в богатом доме, смотрящий через стекло на улицу. Подавать быт через детское восприятие - очень удобный прием.

Окна маленькие - свет в доме нужен, но не для чтения.

Книги - редкость. Если у странника обнаруживается книга - его статус немедленно должен измениться - либо его должны обвинить в воровстве.

Читали стоя - книга лежала на специальной подставке. Удобство для книги/свитка - на первом плане. Удобство читателя - не в счет.

Холодно. Камин - дорого и греет слабо. Толстенные одеяла, горячие камни в постель, чтобы прогреть ее перед сном. Кашель. Воспаление легких - путь в могилу.

Дым - признак жизни.

Соборы - забравшись на колокольню ощущали больший "кайф" чем сейчас на Эйфелевой башне.

Телефонов не было. Посыльные были. Передавали сообщения на словах, а не записки от не умеющих писать неумеющим читать.

Городские механические часы - чудо. Время определяется по солнцу. Солнечные часы, в противоположность этому, обычны. Те кому надо отмерить точный интервал времени (врач, алхимик) - будут использовать песочные часы.

Кровопускание.

Лошадь тоже может заболеть. В одной fantasy из десяти лошадь способна потерять подкову. А старые и больные клячи встречаются еще реже.

Бродячие собаки голодны - количество объедков цивилизации не так велико чтобы прокормить бездомных псов и кошек.

Паспортов нет, зато самозванцев полно.

Деньги стоят дорого. В прямом смысле слова. Это драг. металлы, которые и весят соответственно. Обед в трактире - за медную монету.

Оружие стоит ОЧЕНЬ дорого.

Магическое мышление. Страхи. Неизвестность за каждым бугром.